Преподавание тайского массажа: передача формы и содержания

Тайский массаж – хотя мне все сложнее называть эту технику массажем… как-то в стереотипе у нас сложилось понимание слова «массаж» как поверхностного воздействия на кожу и мышцы, связанного с растиранием. Вот и Википедия со мной согласна: масса́ж (от фр. masser — растирать) — совокупность приёмов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы в виде растирания, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или иную среду с целью достижения лечебного или иного эффекта. А Тайский массаж все-таки техника куда как не поверхностная, направленная вовнутрь тела, а также на тонкое тело, лечащая в том числе кости, меняющая ментальную составляющую, да и растирания там нет вообще!! Примечательно, что сами тайцы называют эту технику «Tum Ra Nuad Chabub Luang», что можно перевести как «Лечение руками».

Овладение приемами Тайского массажа происходит тоже не совсем привычно для нас, европейцев. Чтобы почувствовать, lodkajpgкак он правильно работает, достичь реальных результатов, важно соблюдать очень много правил, которые объясняет своим ученикам мастер. Причем он будет настаивать на непременном соблюдении этих правил в точности. Как стоять, как наклоняться, как ставить пальцы, как разворачивать тело, какой рукой осуществлять захват, в какой момент опираться на пальцы ног, а в какой на пятки,  как переносить свой вес. Это азиатский способ обучения через форму. Так же обучаются студенты восточных единоборств, йоги и т.д. Мастера мало рассказывают, что ты должен чувствовать и как ты должен это почувствовать.  Существует ряд правил, которые человек должен неукоснительно выполнять и тогда однажды он достигнет мастерства.  В основном правила показывают через тело, и наши зеркальные нейроны способны считать эту информацию.

Как же работает эта форма? Почему действительно многолетняя практика с точным соблюдением всех положений приводит человека к особой чувствительности, особым способностям, особому видению мира, в конце концов? Дело в том, что наше тело, помещенное в определенную форму, начинает работать определенным образом, обладать определенными качествами. Причем не только тело физическое, но и тонкое тело, тело ума.  В одной позе нам приходят одни мысли, в другой другие. Попробуйте сами, сядьте расслаблено, скруглив спину и опустив плечи, и посидите так 5 минут. Понаблюдайте свои мысли и настроение. Потом сядьте прямо, горделиво поднимите голову, разверните плечи – посидите еще 5 минут, понаблюдайте мысли и настроение. Теперь сядьте скрючившись, голова вниз, плечи опущены, слегка сворачиваются вовнутрь, руки уронены на колени – какие теперь мысли и настроение?

Это работает нейрофизиология. Определенные мысли в нашей голове заставляют наше тело автоматически принимать определенное положение – и делают они это уже более 1 000 000 лет. (Говорят, что именно столько лет существует человечество на Земле).  Конечно, за это время паттерны сложились и передаются по наследству в популяции. Поэтому процесс взаимообратен. Помещение тела в форму тоже будет рождать определенный мыслительный поток или прекращать его и создавать определенное внутреннее состояние.

Основываясь на этом принципе, работают азиатские школы, обучающие восточным практикам, в том числе тайскому массажу. Многочисленное повторение правильных положений, одновременный контроль нескольких точек позволяют практикующему со временем выполнять технику правильно. И он начинает замечать, как его верное положение тела благотворно откликается на состоянии его клиента (а неверное — болезненностью). И все больше видит, как углубляется его техника, все более чудотворными становятся эффекты, все менее поверхностным воздействие, все шире спектр излечиваемых проблем.

Все бы ничего, но на практику уходят десятилетия. И все эти десятилетия вас должен кто-нибудь хотя бы периодически проверять и поправлять. У современного человека, как ни странно, чаще всего нет на это времени, да и результат хочется начать получать быстрее.

Поэтому я предлагаю немного другой путь, который я нашла в результате моих практик.

Я, как и другие практикующие восточные техники, продолжала тренироваться и соблюдать форму, предлагаемую тайскими учителями. Но параллельно я стала заниматься остеопатией, кранио-сакральной терапией и биологическим центрированием под руководством Ю.В.Чикурова. А подход Чикурова знаменит тем, что  он  огромное внимание уделяет внутреннему состоянию терапевта. Т.е. если терапевт входит в центрированное внутреннее состояние, останавливает внутренний монолог – его действия становятся лечебными, он сразу лучше начинает чувствовать и устранять причины болезни.  И я заметила, что полное соблюдение предлагаемой моими тайскими учителями формы, вызывает такое же центрированное внутреннее состояние и делает движения наполненными и лечебными. Тогда-то и нашелся ключ к вопросу, как  можно быстрее научить людей выполнять тайский массаж правильно и эффективно, как передать это внутреннее состояние; на чем стоит акцентироваться начинающему специалисту в первую очередь, куда направить свое лечебное движение, и чего ожидать от своих техник.

Такой сочетанный подход я и предлагаю своим студентам: с одной стороны правильная, выверенная годами, форма, а с другой – осознанное глубокое внутреннее наполнение ее.

Подробности – на семинаре.