Продолжение интервью с Анной Дёминой.
Г.С.: На каком-то этапе человеческого развития женское сознание согласилось с тем, чтобы уйти на вторые роли! Я не могу понять, почему. Может, так было удобнее? Но не так давно Женщине надоело сидеть на задворках, куда она позволила себя задвинуть, и она начинает себе возвращать автономность. Однако прежде, чем ситуация придёт к нормальной, она пройдёт все крайности. У женского сознания сейчас подростковый бунт. Как тинейджеры иногда, проходя сепарацию, начинают бузить, так и женщины перегибают палку.
Все эти феминитивы в речи или соревнования с мужчинами в профессиях — та же самая неосознанность, но в другом проявлении. С одной стороны, это поиск способов отделиться от прежнего патриархального влияния. С другой — это говорит, что боль внутри всё ещё очень сильна.
А.Д.: Можно ли говорить, что поведение женщины, которая становится воинствующей феминисткой, её порывы противопоставлять себя мужчинам — это проявление памяти многих поколений женщин в её роду, у которых не было возможности за себя постоять?
Г.С.: На проявления каждого человека влияют его личный опыт, опыт его родителей, усвоенный в процессе воспитания, опыт рода, который ему передается в семье невербально, и опыт социальный, воспринятый от более широкого окружения. Если женщина становится феминисткой, значит, во всей полноте её опыта есть к тому предпосылки. Скорее всего, есть и личная история. Плюс у неё определённый тип сознания (не каждое способно на бунт). Но с моей точки зрения, борьба, как и смирение, — не выход. Выход сбоку: в осознанности, в наполнении себя, в понимании своей зрелости. Когда тотально осознаёшь свое естество, тебе не надо бороться. Лев никому не доказывает, что он “царь зверей”. Если он голоден — сожрёт кого-то и всё. Его природа такова. Сознание, которое что-либо доказывает, — страдает, оно также несвободно. Просто теперь осмеливается говорить об этом.
А.Д.: В чём альтернатива феминизму и борьбе? Что поможет женщинам вернуть себе осознанность и зрелость?
Г.С.: Думаю, спасти мир снова должна любовь. Давайте вспомним, что есть человек. Согласно системе, которой я придерживаюсь, это трехчастная структура: тело, ментальная составляющая и энергия, которая в нас движется и проходит через нас. Любовь к себе — это тотальное принятие той самой энергетической субстанции, понимание её красоты и прелести. А любовь к себе как женщине — это понимание своего существа, воплощённого в женском теле. При этом женщина может не соответствовать социальным стереотипам: не любить готовить, не носить платья, обладать силой и лидерскими качествами. Но вибрация её тела в пространстве женская. Поэтому разговоры об атрибутах “настоящей женщины” — это профанация. Говорить женщине, что она недостаточно женственная — равно, как кошке сказать, что она недостаточно кошечная.
Другое дело, что многие люди не умеют чувствовать своё тело. Есть и женщины, которые не ощущают контакт со своим женским телом. Накрасить помадой губы для этого недостаточно.
Если мы хотим получать уважение к своей природе извне, его нужно создать внутри. Детское выражение “что излучаешь, то и получаешь” тут очень ёмко описывает принцип, по которому персональная реальность транслируется изнутри наружу. Любовь к своему телу — это принятие его со всеми особенностями, почитание всех его аспектов и проявлений.
—
А.Д.: Автор книги “Невидимые женщины”, британская исследовательница Кэролайн Криадо Перес, в своих работах обращает внимание на факт, что за “среднестатистического человека” в нашем обществе берётся мужчина. И с этим связано много проблем, незаметных на первый взгляд. Например, при автоавариях женщины получают более тяжелые травмы, потому что стандартный манекен для краш-тестов — мужчина ростом 177 см и весом 76 кг. Точно так же гендерные данные не учитываются во многих областях жизни. Автор намекает, что вместо требования абсолютного равенства (как часто понимается феминизм) надо начать добиваться признания и учёта естественных различий. Но думается, сначала их надо изучить и понимать самим.
Г.С.: Вот и именно! Это первое, с чего нужно начинать. Разница между полами не в одежде и не в мышлении, а в первую очередь в строении тела. Важно понимать, как твоё тело устроено. Женщинам сложнее воспринимать строение своей половой системы, потому что даже наружные половые органы расположены так, что их не рассмотреть без целенаправленных усилий. А менталитет у нас такой, что рассматривание не приветствуется. В русском языке даже половой нерв называется срамным, “срамной” в значении “постыдный”. Этим всё сказано.
Многие естественные женские процессы у нас табуированы. У студентов, которые сейчас родители, наблюдаю иногда трудности с тем, чтобы говорить с детьми о половом созревании, о сексе. Всё потому, что у самих есть напряжение, связанное с этой темой. А то, что женские особенности не видят производители товаров и услуг, продавцы и маркетологи, может быть связано с устойчивым стереотипом: мужчина = добытчик. Все учитывают интересы того, кто платит. По инерции этим самым объектом считают мужчину. Просто бизнес.
Но также сама я отмечу, что в интернет-маркетинге сегодня большой акцент делается на женскую аудиторию. Не считаться с этим — значило бы потерять большой кусок рынка. Так что ситуация понемногу меняется.