Согласно открытию, сделанному в 2001г американским неврологом Маркусом Рейчелом, в нашем мозге функционируют 3 базовые нейронные сети (см. рисунок).
Центральная исполнительская сеть – обеспечивает активное потребление, усвоение информации. Функционирует, когда вы сидите на лекции, читаете книгу, листаете соцсети, посещаете выставку.
Сеть выявления значимости – обеспечивает ориентирование на местности, ориентирование в ситуации, поиск необходимых вещей, решений.
Дефолт-система мозга – функционирует, когда мозг думает «ни о чем». На самом деле в это время в мозге происходит очень важная работа, он незаметным образом систематизирует информацию, просчитывает разные аспекты ситуации. В эти моменты нам в голову приходят самые креативные решения, случаются инсайты. Если посмотреть на рисунок – то можно увидеть, что при работе дефолт-системы активно наибольшее количество областей мозга.
Как стало известно из работы исследовательницы из Стэндфордского университета Эшли Чен, все 3 системы головного мозга не могут работать одновременно, они взаимоподавляемы. Когда включается Центральная исполнительная сеть, ответственная за потребление информации, выключается дефолт-система. Более того, дефолт-системе требуется 23 минуты, чтобы начать работать снова, после того как была активна центральная исполнительская сеть или сеть выявления значимости. Вы это и по себе знаете: бывает невозможно успокоиться и перестать думать о работе, продумывать планы, если мозг разогнался. Невозможно вылезти из соцсети.
Почему? Потому что в нашем теле существует такое явление, как нейропластичность. Нейроны, которые возбуждаются вместе, — связываются в цепи. Особенно, если это возбуждение происходит регулярно. У нейронов появляется привычка «дружить», так формируются нейронные сети.
А если мы постоянно проводим время в социальных сетях, бесцельно пролистывая картинки, – наш мозг привыкает это делать, центральная исполнительная сеть становится доминирующей. Нам сложно с нее переключиться, мозг требует новых и новых стимулов, новой и новой информации, подчас совершенно ненужной: кино, книги, интернет-ресурсы… иначе мы ощущаем скуку, непонятно, чем себя занять (не непонятно, а разучились на нейронном уровне)… И главное – у нашей дефолт-системы нет шансов, поскольку мы ей практически не даем необходимые 23 минуты на перезагрузку. А значит, продолжая существование в режиме потребления, мы практически не имеем шансов однажды крикнуть «Эврика!»…
Какую еще опасность представляют соцсети?
Слишком простой контент. В эпоху форумов люди еще читали тексты, но выжимку на форуме прочитать было проще, чем книгу. Сегодня большинство людей разучились читать. Да, именно разучились, но не потому, что забыли буквы, а потому что забыли эту привычку, им трудно удержать мозг на месте, читать кажется скучным. Потому что есть более простой контент – картинки и видео. Мозг – очень прожорливый орган, он забирает примерно 85% энергии всего тела, примерно 75% тепла от всего тела. Организм – существо экономное, и если есть возможность сэкономить, воспользуется ею. Если есть более простой контент – люди невольно обращаются к нему.
А фотки в Инстаграме – гораздо более простой контент, чем эта статья. Поэтому у моего контента не так много поклонников.
Не забываем о нейропластичности. Если мы многократно выбираем простой контент – мозг не хочет читать. Он хочет сидеть в соцсетях и смотреть картинки, потребляя тонны информации, с которой у не будет возможности ничего сделать. Если только мы не поедем в отпуск на природу и целыми днями будем гулять, оставив смартфон в номере.
Но попробуйте – у вас начнется ломка! Все из-за нейропластичности, нейроны объединились в цепи и вышли на демонстрацию – верните смартфон! Нейрохимия могза требует свою дозу. Они так привыкли, человек вообще – набор привычек. И рациональные объяснения мозг придумает самые разные: а вдруг что-то случится, а вдруг родители, а вдруг клиенты… а давайте не сегодня, а завтра…
Особенно опасно постоянное нахождение он-лайн для детей и подростков, ведь их нейрональные сети только формируются, обучаются, простраиваются… и помним про 23 минуты и дефолт-систему, которая позволяет мозгу систематизировать информацию… Есть шансы, что она не будет достаточно сформирована, и это конечно, найдет отражение в когнитивных способностях молодого человека.
Интернет, гаджеты, социальные сети, высокие технологии, встречи он-лайн… Человечество изобрело чрезвычайно полезные для себя вещи, но пока не адаптировалось к правильному их использованию. В то время как проблема цифровой гигиены встала перед нами уже вполне серьезно.
Со студентами Школы перцептивных технологий мы говорим о цифровой гигиене и ручных методах, которые помогают детям и взрослым переносить нашествие гаджетов адекватнее.
Интересно узнать о цифровизации больше? Это не все ее сложные стороны, если хотите – продолжу.
Галина Серегина, основатель Школы перцептивных технологий