День дурака vs праздник смеха

Мне с детства не нравилось, когда надо мной подшучивают. Потом я поняла, что мне также не нравится подшучивать над другими. Когда я смотрю на розыгрыши со стороны, мне хочется защищать тех, на кого они направлены (читай, жертв).

Ведь каков механизм большинства таких шуток? Мы знаем болевые точки человека, исходя из этого, осознанно расставляем для него эмоциональную ловушку и ждем, когда он в нее угодит. А затем жутко радуемся, хохочем над испугом человека, и ему самому предлагаем над этим посмеяться. А если он не смеется, говорим, что он ханжа и надо быть попроще, уметь над собой посмеяться.

Пару лет назад я, подстрекаемая моими SMMщиками, решилась разыграть подписчиков 1 апреля. Зная, что моим студентам важно находиться в моем поле, я выложила в сеть картинку с чемоданом и написала, что уезжаю на год в Гималаи. Мол, все занятия отменяются, всем пока. Я заранее представляла, что людям будет плохо и сочувствовала им. Но вс` же решила попробовать так сделать.

Через пару часов запланирован был пост-опровержение, чтобы снять у всех стресс. Но даже за то короткое время моя страничка превратилась в стену плача. Ученики писали, как им грустно и больно.

Тогда это было экспериментом скорее над моими чувствами. И мне было не смешно, я чувствовала боль других людей.
И ощущение, будто ты такой царёк — ты возвышаешься над остальными, потому что знаешь их уязвимые места, а значит, можешь ими управлять. Это ничуть не весело.

Точно так же я не понимаю, что смешного в подборках видео, где, например, люди падают. Человеку больно, ему надо помочь. Невеста, упавшая в пруд в платье, как по мне, — это вообще трагедия на всю жизнь. Лечить — не перелечить потом этого человека. Только сочувствие у меня вызывают те, кто оказывается в неловкой ситуации. Для некоторых даже “у вас спина белая” может быть травматично. Это же чувство, что ты изгой, над которым все насмехаются.

Почему же первоапрельские розыгрыши популярны? Возможно, они призваны легализовать небольшую человеческую чертовщину, разрешить ей побыть один день видимой. И сегодня, предчувствую, людей неизбежно будут дразнить и дергать за те ниточки, которые для них привычно болезненны. И будут говорить им, что надо ржать, так принято, 1 апреля!

Быть может, предполагается, что в этом есть некая терапия — рассмеяться, вместо того, чтобы реагировать болью и злостью? Я лично не очень верю в полезный эффект от такого.

Куда полезнее юмор! То есть не одурачивание, не манипулирование чувствами человека, чтобы над ним посмеяться, а просто шутки, которые прибавляют энергии всем участникам процесса. Например, не так давно мы с другом ночью бродили по лесу (вдали от жилых домов, что важно). Кому-то из нас пришло в голову выяснить, есть ли здесь эхо. В итоге мы, два взрослых человека, в лесу орали ночью слово *ОПА (в общем, вы поняли).

Было очень смешно!

Потому что это сильно не совпадало с шаблоном нашего обычного поведения.

Похожая ситуация была, когда тот же товарищ катал меня зимой на санках. Внутри рождались такие клёвые ощущения! Дико ржали тогда и мы, и все люди, которые за нами наблюдали.

Эту забаву принято считать детской. Взрослую тётеньку возить на санках – идёт вразрез с общепринятой нормой.

Такие вот “нестыковки” обычно и вызывают смех.

Только важное их отличие от подстав, про которые шла речь выше, в том, что человек сам выбирает, пережить ли эмоции от несвойственного ему поведения или от попадания в непривычную ситуацию.

А при розыгрышах его туда запихивают насильно. В итоге в одном случае энергии становится больше у всех, в другом — только у организатора прикола (и то не факт).

Разницу чувствуете?

Давайте даже в этот день будем бережнее друг к другу!

Галина Серёгина, основатель Школы перцептивных технологий

День дурака vs праздник смеха

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.